Воспитательная работа со студентами
- научно-исследовательской работе (подготовка студентами рефератов, статей по специальным дисциплинам; участие студентов на конференциях различного уровня; участие студенческих работ на конкурсах; публикация в печати результатов НИРС; участие в олимпиадах различного уровня; получение студентами патентов и авторских свидетельств (с преподавателями);
- мероприятиях гражданско-патриотического воспитания (написание студентами рефератов на патриотическую тематику; посещение экскурсий в музеи города; мероприятия, приуроченные к памятным датам России; участие студентов в выборах различного уровня участие в студенческом отряде охраны правопорядка; участие в работе Студенческого совета обучающихся УГЛТУ);
- мероприятиях нравственно-эстетического воспитания (участие в культурно-массовых мероприятиях в рамках вуза, города; участие в творческих коллективах ДКиС УГЛТУ);
- спортивных мероприятиях и мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни (занятие в спортивных секциях; участие студентов в комплексных спартакиадах; участие в межвузовских спортивных соревнованиях; мероприятиях лечебно-профилактической работы; мероприятиях по профилактика различных видов зависимости); посещение отделения по циклическим видам спорта в спортивном клубе (легкая атлетика, лыжные гонки и триатлон) и отделения игровых видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол), отделения спортивных единоборств (бокс, дзюдо, самбо), а также аэробики и скалолазания);
- мероприятиях в студенческих общежитиях (участие в студенческом комитете общежития; участие в культурно-массовых мероприятий в общежитиях).
8-9 октября 2013 года на базе УрФУ состоялась Всероссийская молодёжная научно-практическая конференция «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ», посвященная 20-летию Конституции новой России, на которой профессор кафедры "Автомобильный транспорт" УГЛТУ Вербицкая Н.О. на пленарном выступлении рассказала о разработке Стратегии патриотического воспитания граждан Свердловской области до 2020 г.
В докладе приводились интересные результаты исследования патриотических воззрений студентов и молодых работающих людей Свердловской области. Им были заданы вопросы, ответы на которые представлены ниже:
1. Что для Вас в наибольшей степени служит источником идей патриотизма?
Мысль о том, что Россия великая страна с богатой историей и традициями не вызывает сомнений у большинства молодежи. Каждый пятый респондент, однако, сомневается, что Россия достойна страна для того, чтобы создавать семью.
2. Как Вы считаете, Россия достойная страна для создания семьи и рождения детей?
3. Считаете ли Вы, что русские традиции и язык должны быть основой культуры и воспитания?
4. Как бы вы отреагировали в ситуации, когда кто-то крайне негативно отозвался о России и представителях Вашей нации?
Молодежь показывает высокий уровень однородности ориентаций в воспитании и культуре на русский язык и традиции. Вместе с тем, вызывают опасение некоторые виды реакции респондентов на представителей иных национальностей. Очевидно, что в молодежной среде высока напряженность от факта пребывания в их жизненном пространстве «иноплеменников». Это вызывает резонные сомнения по поводу распространенности и укорененность (как впрочем, и популярности вообще) ценностей толерантности. В другой ситуации, четверть респондентов посчитает, что резкие и крайне негативные оценки Родины и представителей их национальности имеют под собой основания. Вместе с тем, каждый шестой готов пойти на крайние меры, лишь бы заставить оскорбившего его чувства человека забрать свои слова назад. Две смоделированные ситуации показывают неустойчивость оценок и как следствие, непредсказуемость поведения молодежи в межэтнических контактах.
5. Вызывают ли у Вас чувство настороженности, неприязни представители другой национальности (расы), пребывающие в Вашем регионе (городе)?
Патриотизм во многом зависит от того насколько государственный политический курс соотносится с ожиданиями конкретного человека или группы. Невозможно воспринимать целостно Родину в отрыве от государства. Молодежь сегодня, по большей части, не удовлетворена проводимым государством курсом. Это важный аспект с учетом того, что молодежь часто считают «проводником» модернизации, инноваций, а также различных стратегических проектов.
6. Удовлетворены ли Вы в целом тем курсом, которым продвигается наша страна и государство?
Примерно также низко оцениваются меры государства в сфере управления потенциалом молодого поколения. Без налаживания двустороннего контакта между властью и молодежью в недалекой перспективе можно получить безразличных к судьбе своей страны и себе самим поколение граждан.
Неудовлетворенность также выражается и в планах на будущее покинуть место своего рождения и даже страну. Россия выглядит непривлекательной именно с точки зрения развития личного потенциала (продолжения обучения или построения карьеры). Вместе с тем, как было показано выше, вполне пригодной для создания семьи. Вывод напрашивается сам собой: в вопросах создания семьи молодежь не так требовательна и прихотлива как в вопросах обучения и карьеры. Правильным кажется вывод, который делают многие наши коллеги-социологи о том, что вера в семейное счастье еще не покинула россиян. А с милым и рай в шалаше!
7. Предпринимаются ли в нашей стране достаточные действия для поддержки развития молодежью своего потенциала?
8. Какие группы населения, по Вашему мнению, являются наиболее яркими носителями патриотических ценностей?
Подробный доклад на конференции представлен ниже в виде презенетации Применение методологии стратегического планирования в системе патриотического воспитания.pptx и программы Программа _NPK_2013_03_10.doc