Новости Все новости »

Информеры
Яндекс.Погода

Снимок Снимок2 Снимок3 Снимок4

Информационно-образовательные ресурсы:

http://fcior.edu.ru

http://www.edu.ru

http://window.edu.ru

http://www.mon.gov.ru

http://school-collection.edu.ru

%h : %m : %s %D, %d %M %y
Главная  /  НИИ безопасности движения  /  Научная деятельность

Научная деятельность

В Российской Федерации экспертизу ДТП проводят для судов государственные экспертные учреждения Министерства юстиции и МВД, негосударственные  эксперты некоммерческого партнерства "Палата судебных экспертов" и сотрудники научно-исследовательских и учебных заведений. 

ДТП, рассматриваемое как предельное состояние системы ВАДС (водитель - автомобиль - дорога - среда),  - процесс технически сложный и для ответа на поставленные вопросы, принятия всесторонне обоснованного административного или судебного решения по делу необходима не только высокая юридическая квалификация следователя, прокурора, судьи и адвоката, но и наличие у них определенного минимума специальных познаний в области физики, механики, метрологии, психофизиологии. Эксперты при этом отвечают на конкретные вопросы суда и органов дознания, в большинстве случаев не делая полный анализ причин возникновения данного ДТП, да это им и ненужно.
При полном разборе и анализе ДТП могут быть вскрыты, дополнительные  причины которые на первый взгляд не видны.  Но очень важно  их знание для разработки  мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Эти  мероприятия должны быть направлены на отдельные элементы системы ВАДС и учитывать их взаимодействие между собой.
В Швеции детальные исследования ДТП проводится следователями Транспортной администрации Швеции при ДТП с погибшими и служат для мониторинга и анализа безопасности дорожного движения, а так же сбора более точных статистических данных. Координирует работу этих следователей координационный совет из 5 членов. Всего в Швеции проводится 420 детальных исследований ДТП в год и на каждого следователя приходится 20-40 исследований. При исследованиях следователь пользуется информацией дорожной полиции и  больниц скорой помощи.
При использовании опыта Швеции мы считаем необходимо создание  групп,  в которые должны войти следующие специалисты:
- По безопасности дорожного движения,
- Автотехники,
- По строительству и эксплуатации автодорог,
- Психологи работающие в транспортной психологии,
- Судмедэксперты.
Детальное исследование ДТП должно косается психофизиологических особенностей конкретных водителей участников ДТП, реального технического состояния ТС на момент ДТП, дорожных условий, конкретной ДТС, организации дорожного движения. Желательно чтобы специалисты выезжали на место ДТП и имели в наличие специальное оборудование.
Исследование психофизиологии и профессиональной подготовленности водителя даст более обоснованные и точные данные по реакции водителя. В данное время при расчетах используются табличные значения времени реакции водителей, рассчитанные в 60-70х годах ХХ века, и это приводит к большим погрешностям  в результатах расчетов. Исследование реакции конкретного водителя повысит точность расчетов.
К сожалению ни в отечественной научной литературе, ни в зарубежной не рассматривался вопрос о применимости и точности существующих формул, которые обычно используются при проведении автотехнических исследований. Всегда ли ими можно пользоваться?
Проведенные научные исследования показывают, что значительное количество применяемых при автотехнических исследованиях формул требуют доработки и уточнения.
В целях совершенствования теоретической базы автотехнических исследований в Уральском государственном лесотехническом университете (УГЛТУ) на базе кафедры "Автомобильный транспорт" был создан научно-исследовательский институт безопасности движения (НИИ БД), который вошел в состав научно-исследовательской части УГЛТУ (НИЧ) на основании положения о НИИ БД от 15 ноября 2004 г. и приказа ректора № 219А от 22 декабря 2004 г. о создании НИИ БД.

 

В настоящее время научно-исследовательская работа НИИ БД УГЛТУ в области автотехнических исследований направлена на решение этих задач


Сейчас разрабатываются и получены:
1. полные формулы остановочного пути для двух моделей движения автомобиля при экстренном торможении;
2. определены точные понятия и методы нахождения времени запаздывания срабатывания тормозного привода, времени нарастания замедления, введено понятие юза автомобиля и метод его нахождения;
3. получен критерий нахождения минимально-безопасного расстояния между автомобилями, движущимися в попутном направлении с равными скоростями;
и т.д.
Уже сейчас можно изготовлять оборудование для проверки и внедрения полученных результатов, однако НИИ БД не располагает средствами для изготовления необходимого оборудования.

 

Деятельность НИИ БД УГЛТУ в области разработки программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей ТС


Высокая аварийность на транспорте показывает, что систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств необходимо постоянно совершенствовать. К сожалению, большинство используемых программ быстро устаревают, превращаются в формальность и не приносят положительных результатов. При разработке новых программ необходимо не только написать программу, но "обкатать" ее. Практическое применение программы позволит выявить существующие недостатки и своевременно устранить их.
Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876 "О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов" утверждено Положение, определяющее порядок подготовки и допуска водителей спец.-машин. Установлено, что с 1 января 2011 г. к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, допускаются водители, прошедшие подготовку в соответствии с утвержденным Положением. Согласно этому Положению Министерством образования и науки РФ были разработаны примерные 36 часовые программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и хзвуковых сигналов. Следует отметить, что эти программы носят формальный характер и существенного влияния на профессиональный уровень водителей и безопасность дорожного движения не окажут. Об этом же говорят в своих выступлениях директор Центра контраварийной подготовки, доктор, профессор Э.С. Цыганков (г. Москва) и к.т.н, доцент кафедры "Организация и безопасность движения" ГТУ МАДИ О.В.Майборода.  В связи с этим научно-исследовательским институтом безопасности движения Уральского государственного лесотехнического университета были разработаны свои образовательные базовые программы по допуску и подготовке водителей, указанных категорий, которые могут существенно повысить профессиональное мастерство водителей и повысить безопасность эксплуатации данных автомобилей на дорогах области. Данные программы в объеме 48 и 72 часа, были одобрены специалистами научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) г. Москва. Предполагается, что разработанные программы должны будут согласовываться с руководителями организаций, водители которых должны проходить данную подготовку, и адаптироваться к условиям и особенностям их работы. 
К сожалению, в интернете появились многочисленные предложения по проведению этой подготовки в течении 1-2 дней с выдачей соответствующих документов. Все это приведет к неэффективному использованию бюджетных средств, так как профессиональный уровень водителей указанных категорий повышаться не будет.
Кроме того, разработаны программы по работе с нарушителями ПДД. Применение подобных программ в США привело к снижению рецидивов нарушений ПДД в три раза. Проект программы подготовки водителя безопасного типа и т.д. К сожалению, у НИИ БД отсутствует возможность практической проверки применения этих программ.